Снова Кавказ. Заповедная двойка

Поход 2 к.с., Архыз, Кавказ, май 2016.

Нитка маршрута

т/б Таулу – д.р. София – пер. Софийское седло (н/к) – д.р. Кизгыч – пер. Ложный Кизгыч (1Б) – д.р. Псыш – пер. Браконьеров (1Б) (пер. Аманауз (1Б)) – д.р. Бол. Лаба – поселок Пхия – д.р. Пхия – Пер. Пхия (н/к) – пос. Архыз.

Участники: Александр (руководитель), Валентина, Артём, Ольга, Пётр, Елена, Геннадий.

Поехали

И снова Архыз и снова Кавказ. События ровно год спустя майских похождений 2015-го года. Первые два дня прошли штатно: сделали заброску, забрались на перевал Софийской Седло и спустились в долину реки Кизгыч.

Софийское седло
На перевале Софийское седло
Артём
Петр и Ольга
Гена
Софийское седло

Заповедник

Только спустившись, мы оказались в Архызском участке Тебердинского заповедника, куда нужен пропуск, которого у нас конечно не было. На руку сыграло, что это был первомай, поэтому домик лесников был закрыт. Счастливые, мы заночевали подальше в лесу от этого домика. Как хорошие правонарушители, костров не разводили, всё на газу.

горы девушки
Три девицы под окном
лес
Заповедный лес

Как только мы утром вышли из лагеря нас догоняет мужчина с ружьём. Всё-таки попались. Дядя говорит, что всё понимает, сам водил группы, но о нас узнали в управлении заповедника (вероятно пограничники стукнули на нас), поэтому дальше нам нельзя. Понимая, что это грозит нам завершением похода, поступили так: группу с рюкзаками оставляем на этом месте, а Саша с Артёмом идут с лесником к руководству, авось что-нибудь выгорит, для связи у нас были рации. В итоге 2 административных штрафа, следы медведя по дороге и мы идём дальше под следующий перевал.

мемы горы
мем горы
лагерь перед перевалом Ложный Кизгыч

Ложный Кизгыч

На перевал Ложный Кизгыч взлетели как пёрышки. Наглухо закрытый ледник и вид с него, а также канонические связки, доставили одно удовольствие, никаких «приключений». На спуске нашли связку воздушных шариков (Wtf?!), ходи за ними, мусор убирай. Спустились по правому берегу в ущелье реки Секиртме, пообедали на хорошей поляне с костром, надели рюкзаки и пошли…а тропы-то нет. Впереди заросли, внизу у реки прижим, вверху густой лес, долго тупим. В итоге нашли тропу. Она спряталась на грани склона реки, заросшая, по ущелью редко кто ходит.

ложный кизгыч Кавказ
На перевале Ложный Кизгыч (вид на восток)
ложный кизгыч
На перевале Ложный Кизгыч (вид на запад)
воздушные шарики
Долина реки Секиртме

Бабайка

Лагерь на ночлег строго по плану, на слиянии рек Аманауз и Псыш, правда по темноте. Решили сразу забрать заброску, а не с утра.

Пошли вдвоём с Сашей и фонариками по лесу километра 2 от лагеря. Не можем опознать место, где надо свернуть с дороги в место заброски. Ходим туда-обратно, потому что наш GPS меняет контрольную точку заброски, будто заколдован. Вдали начинает бухтеть филин в лунном свете, и как-то хочется уже в лагерь. Решаем свернуть на лесистый склон за заброской. Саша светит фонариком на склон, и мы видим два больших светящихся глаза в кустах. Они смотрят на нас, мы на них. Тишина. Это явно никакой не филин и не мелкий грызун. Кто кого пересмотрит?! По спине холодок. Решили, что заброска может подождать и до утра, аккуратно проиграли в «гляделки» и вернулись в лагерь.

Опять полуднёвка

На утро мешки были найдены нетронутыми, мы потопали под следующий перевал, но пошел затяжной дождь, вынужденная полудневка. Переговоры из палатки в палатку по рациям позывными «Корень-Ростку» пришли к тому, что корни пришли в палатку к росткам ужинать и всячески разлагаться. А между тем, дежурный Гена засёк рассеявшуюся непогоду и переливание закатного солнца по хребтам.

мем
Где-то наливают
гномы белоснежка
Лена – белоснежка
Кавказ София
Софийский хребет

Собственно, почему это я всё начал писать?! Потому что следующий день был аналогичным, только место дислокации над уровнем море успели повысить примерно на полкилометра выше и уже на снегу. И в данный момент я сижу в палатке и бездельничаю. Снова еда и разложение с ништяками на ровном снегу, идеально! Особенно когда тебя сопровождают верные товарищи: джин и ром.

Смена планов

Утром надо брать перевал или уже спускаться, иначе по времени не успеваем вернуться в Архыз. Доходим до кругозора, с которого видно два перевала. Запланированный перевал Аманауз совсем нас не ждёт – спрятанный под свежим пухлым снегом ледник ничего хорошего не сулит в такую погоду: ветер, снег и прочие прелести весны. Идём на запасной перевал Браконьеров. Забрались нормально, хоть я и застрял немного в снежнике, пока тропил склон. А вот на спуске уже ощущалось, будто тебя поймали лесники за незаконную охоту зайцев. Лавинная жопка, раскисший снег под ногами, яркий расплывчатый свет и т.п. Но всё норм. К вечеру пришли на пустую пограничную заставу, где и заночевали.

Кавказ
аманауз Кавказ
Кругозор, слева пер. Аманауз, справа пер.Браконьеров
браконьер кавказ
Браконьер Кавказ
пер. Браконьеров
др Бурная
большая лаба
Река Большая Лаба. Кавказ
Кавказ

Почему весь поход с дождями-снегами можно спать в тепле и уюте, а тут, когда решили заночевать в «цивилизации», в гостевом доме заставы, то с внутренней балки по одной подлой капельки.. короче к утру мой спальник был мокрый, я замерз и не выспался после сложного дня. А ещё кто-то из ребят жаловался, что они мало поспали – готов был ими позавтракать.

Далее «Росток» поймал сигнал от группы Утят (другая группа нашего турклуба). Ребята проходили тот же путь от заставы и опережали нас почти на день. Мы попросили их, когда они будут в Пхие, найти нам машину, которая заберёт нас в четыре часа дня от слияния двух крупных рек и привезёт к посёлку.

После пройденных основных перевалов оставалось только нагнать километража по дороге через посёлок Пхия и одноименный некатегорийный перевал выйти к Архызу. Поэтому пришло чувство расслабленности и такое ощущение, что все преграды позади, и поход уже близок к концу. Оо, как я ошибался.

Ой, всё

Вам нравятся берёзы? Такое, русское, нашенское дерево, баня, сок, русалки там всякие, ну не важно.. Ярость и гнев! Именно эти чувства у меня будут ассоциироваться со словом берёза ещё некоторое время.

В один момент дорога, по которой мы шли, ушла на левый берег от реки, переправиться через которую не представляется возможным. Поэтому было необходимо пройти около 4 км как-нибудь по правому берегу, пока дорога снова не вернётся к нам с другого берега. Заросли молодых трёх метровых берёз, ветки которых так и стремились тебе выбить глаз, залезть в мозг через нос и уши и другие прелести – в перемешку с чем?! пфф.. ну конечно дождём – оставили массу незабываемых впечатлений в этом майском лечебном курорте.

В тот момент хотелось стать Дэни Трехо, достать мачете и пройтись как следует по кустам… но в итоге я пару раз упал, погнул палки, измазал в грязи одежду, глаза уже рефлексом прищурены. Короче лучше б ещё раз сходил снежный Браконьеров, было очень большое чувство гнева и близилось чувство голода, едва не стал срываться на ребят. Наша скорость была тут примерно километр в час. К тому же давно пропала связь с Утятами.

Начало удачи

Уставшие и уже голодные ровно к четырём часам мы выходим на слияние рек и видим Уазовскую «Таблетку» и Лёшу Уткина – счастья не было предела! УАЗ двигался к Пхие (это поселок рядом с кислыми источниками), периодически погружаясь в воду на половину кузова, потому что дожди сильно разлили реки, которые стали затапливать дорогу. Добравшись до поселка, Леша рванул к своей группе, а мы, купив мешок крекеров (потому что хлеб, видите ли, закончился) в филиале магазина Лаба, встали пообедать в пять вечера. Далее попытались догнать группу Уткина, но пока шли стемнело, пошёл дождь, и в районе одиннадцати вечера мы встали ночевать.

мост горы Кавказ
Пхия Кавказ
на перевале Пхия

Еще немного

Утром вышли в майках, солнце, красиво, природа разнообразней чем в Архызе. В четыре заходим на перевал, опять снежный дождь, обед в пять вечера, в шесть выходим на асфальт возле Дукки, появляется связь. Но до Архыза ещё километров 15, а завтра утром уже отъезд, не успеваем.. Дозвонится до наших не получается, радиосвязь – бесполезно. Пётр дозванивается до своего знакомого, который по случайности привёз на отдых матрасников, и через 15 минут карета была возле нас.

В общем за последние два дня похода промок спальник, 3 раза шел дождь, встряли в кустах, плавали по рекам на УАЗе, намотали почти полсотни километров, опаздывали по графику, но в 23-30, успев принять душ, Архызовские хычины были наши! Это было круто. Двойка удалась. Приезжайте-ка на Кавказ!

2 комментария для “Снова Кавказ. Заповедная двойка”